Приложение 2 |
АЛГОРИТМ действий сотрудников, обучающихся и воспитанников организаций образования при возникновении чрезвычайных ситуаций техногенного характера и угрозы совершения акта терроризма
Глава 1. Общие положения
1. Настоящий алгоритм действий сотрудников, обучающихся и воспитанников организаций образования при возникновении чрезвычайных ситуаций техногенного характера и угрозы совершения акта терроризма (далее – Алгоритм) разработан с целью управления мероприятиями по повышению устойчивости функционирования организаций образования в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера и угрозы совершения акта терроризма и направлен на их предупреждение и ликвидацию.
Предупреждением террористических угроз является комплекс мероприятий, направленных на сохранение жизни и здоровья людей, максимально уменьшение риска осуществления террористической угрозы и минимизацию совершения акта терроризма.
Принятие комплекса мероприятий по подготовке к проведению аварийно-спасательных и неотложных работ в зоне чрезвычайных ситуаций техногенного характера направлено на обеспечение устойчивости функционирования организаций образования.
2. В случае совершения акта терроризма руководители и сотрудники организаций образования незамедлительно информируют правоохранительные и специальные органы о совершенном акте терроризма и обеспечить эвакуацию персонала организации образования.
При организации работы по предупреждению возникновения угрозы совершения акта терроризма важно особое внимание уделять предотвращению свободного проникновения на объекты и к уязвимым участкам (участкам, оборудованию) посторонних лиц, что, исключит возможность доставки террористических средств, а также вывод из строя аппаратуры контроля, автоматики, средств связи.
Основными признаками возможной подготовки и осуществления террористической деятельности являются:
появление лиц, в поведении которых усматривается изучение обстановки в близлежащем окружении объекта возможной террористической атаки, повышенный или неадекватно мотивированный интерес к определенным аспектам в его деятельности;
неоднократное появление подозрительных лиц у выбранных объектов и проведение ими фото - и видеосъемки;
необоснованное вступление в контакт с персоналом и с лицами, обеспечивающими безопасность объекта, выведывание у них режима работы, порядка доступа, обеспечения безопасности;
проникновение в подвалы и на чердаки лиц, которые не имеют отношения к их техническому обслуживанию;
наличие у посторонних посетителей (лиц, вызывающих подозрение) документов, проверка которых охраной на входе в здание объекта не дает информации, о личности предъявителя;
сообщение администрации и персоналу объекта ложной информации;
изучение уязвимых участков и порядка доступа к ним, порядка системы пропускного режима и охраны объекта.
На основе заблаговременного анализа типовых сценариев террористической атаки важно с целью их изменения в благоприятную, положительную сторону в каждой фазе развития чрезвычайных ситуаций разработать и в режиме реального времени реализовать комплекс мероприятий, позволяющих эффективно влиять на конкретные исходную, промежуточную и заключительную ситуации.
Предварительные проработки различных ситуаций позволят сформировать Алгоритм действий сотрудников и обучающихся организаций образования при возникновении угрозы совершения акта терроризма, в том числе адресных инструкций и памяток, регулирующих действия в типичных экстремальных ситуациях.
Руководство мероприятиями по обеспечению антитеррористической защищҰнности организаций образования осуществляется их руководителями в пределах компетенции, установленной Законом и иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан.
3. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций техногенного характера проводятся с учетом вероятности их возникновения и возможного ущерба от них.
Выполнение мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций техногенного характера возлагается на руководителей организаций образования в пределах их компетенции, установленной действующим законодательством.
Глава 2. Порядок действий сотрудников, обучающихся и воспитанников организаций образования при возникновении угрозы совершения акта терроризма в здании и на ее территории
4. Порядок систематизирует и синхронизирует действий сотрудников, педагогов, обучающихся и воспитанников, в том числе предусматривает оповещение родителей, при возникновении угрозы совершения акта терроризма в организации образования и на ее территории.
Данный порядок руководителем организации образования доводится до каждого сотрудника, педагога, обучающегося и родителя (законного представителя).
5. Основанием для принятия немедленных действий при возникновении угрозы совершения акта терроризма в организации образования являются:
обнаружение кем-либо из сотрудников, педагогов, обучающихся или воспитанников подозрительного предмета;
поступление угрозы по телефону или в письменном виде в организацию образования;
вооруженное нападение на сотрудников, педагогов, обучающихся и воспитанников организации образования;
захват террористами в заложники сотрудников, педагогов, обучающихся и воспитанников и/или в здании организации или на ее территории;
атака организации образования террористом.
6. В вышеперечисленных случаях руководство организации образования незамедлительно сообщает о случившемся:
на канал "102" органов внутренних дел, единую дежурно-диспетчерскую службу "112";
руководителю органа (отдела) образования.
Параграф 1. Обнаружение подозрительного предмета
7. Под подозрительным предметом понимаются бесхозная сумка, пакет, ящик, коробка, игрушка с торчащими проводами, издающая подозрительные звуки (щелчки, тикание) и необычные запахи (миндаля, хлора, аммиака).
Данный предмет может оказаться взрывным устройством, или начиненным отравляющими химическими веществами (ОХВ), биологическими агентами (возбудителями опасных инфекций, типа сибирской язвы, натуральной оспы, туляремии ) пакетом.
8. Лица, обнаружившие опасный или подозрительный предмет незамедлительно сообщают об этом на канал "102" органов внутренних дел или единую дежурно-диспетчерскую службу "112" (в случае, если это воспитанник или обучающийся, то воспитателю или классному руководителю) и до прибытия сил экстренного реагирования находятся на безопасном расстоянии от предмета и быть готовым дать показания, касающиеся случившегося.
9. Действия руководителя:
выставить оцепление из числа постоянных сотрудников организации образования;
обеспечить беспрепятственный подъезд к месту обнаружения опасного или подозрительного предмета служб экстренного реагирования (подразделения органов внутренних дел, службы скорой медицинской помощи, пожарные расчеты, оперативно–спасательные службы);
принять меры по эвакуации обучающихся и сотрудников организации образования.
10. Действия персонала (сотрудники, педагоги):
сообщить администрации организации образования (по телефону) и в здание никого не допускать (до их прибытия);
перевести обучающихся, воспитанников на безопасное расстояние от подозрительного предмета (не ближе 100 метров), не приближаться, не трогать, не вскрывать и не перемещать находку;
лицам, обнаружившим подозрительный предмет, до прибытия сил экстренного реагирования находиться на безопасном расстоянии и быть готовыми дать показания, касающиеся случившегося;
опросить окружающих с целью установления возможного владельца бесхозного предмета;
воздержаться от использования средств радиосвязи, в том числе и сотового телефона, вблизи предмета;
зафиксировать время и место обнаружения;
оказать содействие в организации эвакуации обучающихся, воспитанников с территории, прилегающей к опасной зоне;
при необходимости укрыться за предметами, обеспечивающими защиту (угол здания, колона, толстое дерево, автомашина), вести наблюдение;
покинуть объект, при невозможности - укрыться за капитальным сооружением и на необходимом удалении.
11. Действия обучающихся:
не паниковать, во всем слушать педагогов и сотрудников организации образования;
не трогать, не вскрывать и не передвигать подозрительный предмет;
при необходимости укрыться за предметами, обеспечивающими защиту (угол здания, колона, толстое дерево, автомашина);
покинуть объект, при невозможности - укрыться за капитальным сооружением и на необходимом удалении.
12. Действия лиц, обеспечивающих безопасность организации образования:
не трогать, не подходить, не передвигать подозрительный предмет;
опросить окружающих для установления возможного владельца бесхозного предмета;
воздержаться от использования средств радиосвязи, в том числе и сотового телефона, вблизи данного предмета;
по возможности зафиксировать время и место обнаружения;
немедленно сообщить об обнаружении подозрительного предмета на канал "102" органов внутренних дел или единую дежурно-диспетчерскую службу "112";
быть готовым описать внешний вид подозрительного предмета, и обстоятельства его обнаружения;
не сообщать об угрозе взрыва никому, кроме тех, кому необходимо знать о случившемся, чтобы не создавать панику;
обеспечить ограничение доступа посторонних лиц к подозрительному предмету и опасной зоне;
обеспечить организованную эвакуацию людей с территории, прилегающей к опасной зоне;
при необходимости укрыться за предметами, обеспечивающими защиту (угол здания, колона, толстое дерево, автомашина), вести наблюдение.
Рекомендуемые зоны эвакуации и оцепления при обнаружении взрывного устройства или предмета, похожего на взрывное устройство:
граната– 50 метров;
тротиловая шашка массой 200 грамм – 45 метров;
взрывное устройство – не менее 200 метров;
пивная банка 0,33 литра – 60 метров;
дипломат (кейс) – 230 метров;
дорожный чемодан – 350 метров;
легковая автомашина – не менее 600 метров;
микроавтобус – 920 метров;
грузовая машина (фургон) – 1240 метров.